09 января 2021

Трилогия бестселлеров Насима Талеба

Всем привет.

2020 год выдался знаковым для меня по разным поводам, получилось завершить несколько долгоиграющих личных проектов, об одном из которых я хочу вкратце рассказать.

Я конкретно подсел на чтение книг с телефона, особенно "в лежачем положении": почти каждый выходной день я позволял себе с утра провести пару часов за чтением книги, иногда этим же мой день и заканчивался. Для этого занятия я выбирал себе не техническую литературу, а что-то более лёгкое. Один раз в рекомендациях я увидел книгу с интригующим названием "Одураченные случайностью" и меня понесло...

Фамилия Талеб мне встречалась ранее: периодически я заходил в книжные магазины и видел на полках толстенные книги его авторства, слышал положительные отзывы о его идеях от продвинутых людей. Но увидев размер его Антихрупкости в магазине я долго не был готов к ней подступиться и соответственно обходил её мимо. Но когда у меня появилось хобби почти что ежедневного чтения книги в удобном электронном формате да ещё и за более адекватный ценник, то я решил попробовать. И не прогадал: чтение трёх его самых известных книг стало моим самым интересным и длительным "переоткрытием" казалось бы банальной области знаний.

Не имея никаких конкретных рекомендаций по порядку чтения его книг, мне повезло читать их в нужном порядке: я шёл от простых идей к более сложным, не теряя необходимых связей. Каждая следующая книга всё больше в объёме и масштабнее в идеях, которые она постулирует. Отличительной особенностью всех текстов является постоянные отсылки к древним, и не очень, философам и учёным разных школ. Персонажи переходят из книги в книгу. Когда речь заходит о математических основах теорий автора, любители хардкора могут ознакомиться с математическими выкладками в дополнительных главах книг. В целом, книги написаны очень доступно: они не требуют специального математического бэкграунда от читателя, но потребуется полностью погрузиться в мысли автора, чтобы его понять.

Почему именно его стоит послушать на тему случайности в жизни? Он очень много занимался торговлей на бирже и сам видел примеры того, насколько коварен бывает случай и насколько часто заблуждаются даже те, кто думает, что знает, как поступать в условиях неопределённости. Эти книги о постоянной борьбе человеческого разума с реальным миром.


Одураченные случайностью

Самая простая и короткая книга. Здесь очень много примеров того, как неопределённость играет с людьми в жестокие игры: мы часто недооцениваем влияние случая на нашу жизнь, насколько хрупок бывает выдающийся успех. Мы не понимаем масштабов эффектов вероятности в некоторых областях и это подводит больше всего тех, кто как раз считает, что в этом разбирается. В книге очень много отсылок к работам Даниеля Канемана (психолог, который получил нобелевку по экономике), который исследовал различные когнитивные искажения мозга,  мешающие нам правильно оценивать ситуации. Также автор конкретно проехался по теме вреда от журналистов и информации.

Черный лебедь

В этой книге начинает повышаться градус математики, которая нужна для дальнейшего понимания идей автора. Тут активно набрасывается на "столпы" современного общества: образование, экономику, медицину, которые часто в попытке оправдать свою важность тащат наш мир со всей ему присущей неопределённостью в прокрустово ложе, что способно порождать "черных лебедей" - события, вероятность которых настолько мала, что их не учитывают, но при этом имеющие катастрофические последствия для всего мира.
В этой книге впервые упоминается известная в области инвестирования "стратегия штанги": как, с одной стороны, сохранять стабильность и при этом не упускать "белых лебедей" - редкие, но очень масштабные позитивные события.

Антихрупкость

Ну и апогеем идей Талеба является эта последняя книга, в которой автор вводит термин "антихрупкость", как настоящего антонима хрупкости и описывает его применение в разных областях. Автор берёт за эталон антихрупкости Мать Природу и смотрит: благодаря чему ей удалось просуществовать так долго и чему у ней можно научиться, чтобы и человечеству жить долго и счастливо.

Да, эти книги имеют объём более чем 2 000 страниц, и я закончил читать последнюю буквально в канун нового года, но эффект от прочтения был очень глубоким - он заставил меня по-другому посмотреть на свою жизнь, на научное знание и как можно создавать надёжные системы: некоторые идеи из книги, как оказалось, применимы и в области проектирования надёжных программ и это хорошо коррелирует с теми знаниями об этом, которые я уже имел ранее. Значит не так безумен автор, как это может показаться :)

На этом у меня всё. Читайте книги, читайте по чуть-чуть, но постоянно!

1 комментарий:

  1. Моя встреча с Талебом и его идеями была личной. В Казани на WSI 2019. Тогда поняла, что более здравомыслящего человека еще не встречала. Ну и начала читать

    ОтветитьУдалить